2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 2007 года, выражающей обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.
Расстройства аутистического спектра (РАС), или аутизм, встречаются почти у 1% жителей мира. В России детей с аутизмом насчитывается свыше 320 тысяч. К сожалению, с каждым годом растет число людей с этим диагнозом.
При ранней и правильной диагностике таким людям можно помочь и взаимодействовать в обществе.
До сих пор нет однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма.
Проводимые исследования аутизма, связывающие его с разнообразными физиологическими факторами, относящимися к сферам генетики, иммунологии, биохимии, неврологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, в сочетании с многообразием внешних факторов, которые могли сыграть негативную роль во время внутриутробного развития ребенка и в период младенчества, говорят о том, что это заболевание может возникать по совокупности нескольких причин, повлекших за собой расстройство. И в каждом конкретном случае у аутизма может быть свое сочетание и внутренних предпосылок, и внешних триггеров.
В России и в некоторых других странах (Франции, например) аутизм считается психическим заболеванием. А в США оно проходит по линии неврологии. Но строгого разграничения между двумя ветвями нет: и та, и другая работают с пациентами, у которых так или иначе страдает центральная нервная система.
Когда возраст ребенка приближается к двум годам, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, т.к. до этого возраста любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша.
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми.
Например, при попытке обнять ребенка, успокоить, он может не принимать этого и отталкивать от себя маму. Очень трудно маленькому аутисту дается физический контакт, например, с врачом, парикмахером, посторонними людьми. Проблемы могут возникнуть при кормлении: ребенок может выбрать определенные продукты и есть только их.
При увлеченности каким-либо занятием переключить ребенка на что-то другое может сопровождаться истерикой и посадить на горшок или уложить спать может стать огромной проблемой.
Аутичные дети не имитируют порой даже самых простых, обычных действий (есть ложкой, надевать шапку, садиться на горшок). И попытки научить этому вызывают у ребенка активное неприятие.
Речь у аутистов тоже появляется с запозданием и первыми словами могут быть не простые «папа», «мама», «дай», а какое-нибудь сложное слово, которое произвело на них впечатление. Ребенок часто не использует местоимение «я», выражая желание, а говорит от третьего лица, например, «он хочет пить».
Однако не все так грустно. И при должном родительском внимании аутичные дети развиваются или, как говорят врачи, «дают положительную динамику».
Существует целый ряд методов воспитания и обучения, разработанных целенаправленно для аутичных детей, и здесь чрезвычайно много зависит от квалификации специалистов, которые будут с ребенком работать, и готовности родителей к самоотверженному труду по реабилитации ребенка.
Специалисты обычно прописывают стандартный набор: прием медикаментов (среди которых обычно присутствует ноотропный препарат для стимуляции мозговой деятельности и нейролептик в качестве корректора поведения) и занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
Однако родителям стоит помнить, что одними медицинскими препаратами не обойтись. А вот комплексный подход и начало ранней реабилитации может повлиять на будущее качество жизни аутичного ребенка, его способность получать удовольствие от осмысленной и полезной деятельности, быть самостоятельным, разделять радость с другими людьми.