В 2022 году мы отмечаем День качества под девизом «Россия — страна со Знаком качества».
Что такое качество товара?
В статьях 469 Гражданского кодекса Российской Федерации и 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I (далее – Закон о защите прав потребителей) дается определение — что такое товар надлежащего качества. Из анализа указанных норм следует, что товары надлежащего качества — это продукция, соответствующая:
соглашению, достигнутому между сторонами в договоре купли-продажи, либо характеристикам, указанным в описании товара
обязательным требованиям, характерным для этого вида изделий, если стороны преждевременно не оговаривали качество товара
целям использования, о которых покупатель сообщил продавцу при покупке товара
Закон о защите прав потребителей в своей преамбуле содержит определение недостатка товара, который заключается в несоответствии требованиям закона, договора, стандартным требованиям, либо оглашенным продавцу целям покупателя, либо описанию/образцу продавца, продающего по описанию/образцу.
Передача товара при несоответствующем качестве
На основании ст. 5 Закона защите прав потребителей, производитель должен обеспечивать безопасность своей продукции во время конкретных сроков, которые устанавливаются для каждого товара индивидуально.
Если не установлен срок годности или гарантии на товар, то покупатель может предъявить свои требования производителю при выявлении недостатков в течение 2 лет со времени приобретения товара (п. 1 ст.19 Закона о защите прав потребителей). При установленном сроке годности или гарантии, покупатель может пожаловаться в течение данного времени на несоответствие качества товара. Последствия передачи некачественной продукции указаны в 475 статье Гражданского кодекса и статье 18 вышеназванного закона, на основании которой покупатель имеет право на следующие действия:
безвозмездное устранение дефектов
возмещение своих затрат на устранение дефектов
снижение покупной цены продукции
Данные требования предъявляются при возможности устранения дефектов, иначе договор может быть расторгнут и покупатель может вернуть уплаченные деньги или потребовать замены на новый экземпляр.
За юридической консультацией по вопросам защиты прав потребителей обращайтесь по телефону 8 800 555 49 43 Единый консультационный центр Роспотребнадзора (звонок бесплатный, круглосуточно)
Для реализации права потребителей на повышение правовой грамотности функционирует государственный информационный ресурс (ГИР ЗПП) https://zpp.rospotrebnadzor.ru/. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами.