Содержание
— Финансовый уполномоченный
— От страховки можно отказаться в течение 14 дней.
— Ипотечные каникулы
— Трудная жизненная ситуация для получения права на ИПОТЕЧНЫЕ КАНИКУЛЫ
— Способы обмана людей и кражи денег с их банковских карт
Финансовый уполномоченный
В Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансового уполномоченного) (Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»¹).
Вопрос: с какой целью создана должность финансового уполномоченного?
Ответ: для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
1) по вопросам нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом об ОСАГО².
2) по вопросам взыскания денежных сумм с финансовой организации. Установлен лимит взыскиваемой суммы, которая не должна превышать 500 тысяч рублей.
Вопрос: о каких финансовых организациях в вышеуказанном втором пункте идет речь?
Ответ:
1) об организациях, включенных в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным;
2) об организациях, включенных в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.
Вопрос: какие организации включаются в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным:
1) страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
2) микрофинансовые организации³;
3) кредитные потребительские кооперативы; ломбарды; кредитные организации;
4) негосударственные пенсионные фонды4.
Финансовые организации, отсутствующие в вышеуказанном списке (реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным), вправе организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе. Таким образом, указанные организации включаются в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.
В случае, если требования потребителя финансовых услуг не соответствуют вышеуказанным критериям, то потребитель вправе заявить указанные требования в соответствии с Законом о защите прав потребителей5 в судебном порядке без направления обращения финансовому уполномоченному.
Перед обращением к финансовому уполномоченному, потребитель финансовых услуг обязан направить заявление в финансовую организацию.
об удовлетворении предъявленного требования;
о частичном удовлетворении предъявленного требования;
об отказе в удовлетворении предъявленного требования.
1) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней;
2) в течение 30 дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.
получил ответ от финансовой организации, с которым потребитель не согласен;
ответ от финансовой организации в установленные законом сроки не поступил.
Срок исковой давности для предъявления потребителем требований составляет 3 года.
Вопрос: что это означает?
Ответ: потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному в течение 3 лет, то есть со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет.
Вопрос: срок подачи обращения к финансовому уполномоченному пропущен. Можно ли его восстановить?
Ответ: да, потребитель вправе подать заявление к финансовому уполномоченному с требованием о восстановлении срока подачи обращения в случае наличия уважительных причин. Необходимо предоставить документы, подтверждающие уважительность этих причин.
Дополнительная информация:
Банк России в течение 90 дней после дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – закон) учреждает службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного, утверждает ее устав и вносит имущественный взнос.
В отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по ОСАГО и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, положения закона применяются по истечении 270 дней после дня вступления в силу закона, то есть с 1 июня 2019 года.
В отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по иным видам страхования, чем ОСАГО и добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, положения закона применяются по истечении 450 дней после дня вступления в силу закона.
Информация подготовлена Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» с использованием СПС «Консультант Плюс».
[1] Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вступил в силу 3 сентября 2018 г.
[2] Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
[3] В отношении указанных организаций закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
[4] В отношении указанных организаций закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
[5] Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300- I «О защите прав потребителей»
От страховки можно отказаться в течение 14 дней
Пункт 2 ст. 935 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ гласит, что обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
Однако, в случае если вы заключили договор добровольного страхования, Вы имеете права на его расторжение и возврат страховой премии.
Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2018 года произошли изменения. Срок, в течение которого потребитель имеет право на расторжение договора добровольного страхования и возврат страховой премии увеличен до 14 календарных дней.
Ранее, срок для предъявления вышеуказанного требования составлял пять дней. Так, в соответствии с п. 1 Указания Банка России от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» (далее – Указание Банка России) при осуществлении добровольного страхования страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение ЧЕТЫРНАДЦАТИ КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
Обращаем Ваше внимание на то, что вышеуказанные положения Указания Банка России не распространяются на следующие случаи осуществления добровольного страхования:
— осуществление добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности;
— осуществление добровольного страхования, предусматривающего оплату оказанной гражданину Российской Федерации, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, медицинской помощи и (или) оплату возвращения его тела (останков) в Российскую Федерацию;
— осуществление добровольного страхования, являющегося обязательным условием допуска физического лица к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— осуществление добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Информация подготовлена Консультационным центром
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан»
по материалам, опубликованным в СПС «КонсультантПлюс».