Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг

В Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансового уполномоченного) (Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»¹).

Вопрос: с какой целью создана должность финансового уполномоченного?

Ответ: для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.

 

Финансовый уполномоченный рассматривает следующие обращения потребителей финансовых услуг:

1)       по вопросам нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом об ОСАГО².

2)     по вопросам взыскания денежных сумм с финансовой организации. Установлен лимит взыскиваемой суммы, которая не должна превышать 500 тысяч рублей.

 

Вопрос: о каких финансовых организациях в вышеуказанном втором пункте идет речь?

Ответ:

1)       об организациях, включенных в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным;

2)     об организациях, включенных в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

 

Вопрос: какие организации включаются в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным:

1)       страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);

2)     микрофинансовые организации³;

3)     кредитные потребительские кооперативы; ломбарды; кредитные организации;

4)    негосударственные пенсионные фонды4.

Финансовые организации, отсутствующие в вышеуказанном списке (реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным), вправе организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе. Таким образом, указанные организации включаются в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.

В случае, если требования потребителя финансовых услуг не соответствуют вышеуказанным критериям, то потребитель вправе заявить указанные требования в соответствии с Законом о защите прав потребителей5 в судебном порядке без направления обращения финансовому уполномоченному.

Перед обращением к финансовому уполномоченному, потребитель финансовых услуг обязан направить заявление в финансовую организацию.

 

Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ:

  • об удовлетворении предъявленного требования;

  • о частичном удовлетворении предъявленного требования;

  • об отказе в удовлетворении предъявленного требования.

   

Сроки ответа финансовой организации:

1)       в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в случае, если указанное заявление направлено в электронной форме по стандартной форме, которая утверждена Советом Службы, и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более ста восьмидесяти дней;

2)     в течение 30 дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.

 

Потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному в следующих случаях:

  • получил ответ от финансовой организации, с которым потребитель не согласен;

  • ответ от финансовой организации в установленные законом сроки не поступил.

 

Срок исковой давности для предъявления потребителем требований составляет 3 года.

Вопрос: что это означает?

Ответ: потребитель вправе обратиться к финансовому уполномоченному в течение 3 лет, то есть со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3 лет.

        

Вопрос: срок подачи обращения к финансовому уполномоченному пропущен. Можно ли его восстановить?

Ответ: да, потребитель вправе подать заявление к финансовому уполномоченному с требованием о восстановлении срока подачи обращения в случае наличия уважительных причин. Необходимо предоставить документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Дополнительная информация:

Банк России в течение 90 дней после дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – закон) учреждает службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного, утверждает ее устав и вносит имущественный взнос.

В отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по ОСАГО и добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, положения закона применяются по истечении 270 дней после дня вступления в силу закона, то есть с 1 июня 2019 года.

В отношении страховых организаций, осуществляющих деятельность по иным видам страхования, чем ОСАГО и добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, положения закона применяются по истечении 450 дней после дня вступления в силу закона.

Информация подготовлена Консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» с использованием СПС «Консультант Плюс».




                [1] Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» вступил в силу 3 сентября 2018 г.


                [2] Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».


                [3] В отношении указанных организаций закон вступает в силу с 1 января 2020 года.


                [4] В отношении указанных организаций закон вступает в силу с 1 января 2021 года.


                [5] Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300- I «О защите прав потребителей»




Возврат к списку