Закон регулирует отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на качество и безопасность товаров (работ, услуг), получение необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Закон «О защите прав потребителей» впервые закрепил базовые права потребителей и позволил сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей.
За свою историю Закон «О защите прав потребителей» стал одним из наиболее востребованных законодательных актов. На протяжении 30 лет в закон вносились различные поправки и дополнения с целью совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей. Кроме того, были приняты нормативные акты, как законы, так и постановления Правительства регулирующие отдельные сферы потребительского законодательства.
Законом «О защите прав потребителей» установлены следующие права потребителей на:
просвещение (ст.3)
безопасность (ст.7)
информация об изготовителе (ст.8)
высокий уровень качества (ст.4)
безвозмездное устранение недостатков (ст. 18,29)
обмен товара (продукта)как надлежащего качества, так и ненадлежащего (ст.18,25)
отказ от договора (ст.32)
возмещение в полном объеме вреда, причиненного недостатками (ст.14)
компенсация материального и морального вреда (ст.15)
Таким образом, роль Закона «О защите прав потребителей» имеет большое значение, потому что регулирует отношения, возникающие между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений, возникающих связанных с потребителем.